Почемучки
Образовательная деятельность, в рамках организации дополнительных образовательных услуг, организуются в форме кружковой работы и дополняет содержание основной образовательной программы в детском дошкольном учреждении. Занятия по дополнительному образованию проводятся непосредственно в группе. Организация работы идёт по следующим взаимосвязанным направлениям:
• о материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево);
• о природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром);
. • о мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа);
. • о человеке;
• о предметном мире.
В процессе исследования/экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства явления или объекта природы (цвет, форма, величина; мнется, ломается; высоко – низко, далеко – близко; мягкий – твердый – теплый и т. д.)
При построении системы работы кружка я обратила особое внимание на следующие основные направления:
• познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме;
• практическое направление – изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.);
• исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).
Программа занятий
Месяц |
Тема занятия |
Задачи |
Сентябрь |
«Почему осенью бывает грязь?» |
Знакомство со свойствами почвы. |
«Из чего сделаны предметы?» |
Знакомство со свойствами предметов. |
|
«Играем с песком, глиной.» |
Уточнение представлений о свойствах сухого и мокрого песка. |
|
«Солнечные лучики» |
Формирование знаний о естественном источнике света – солнце. |
|
Октябрь |
«Каменная дорога» |
Знакомство детей со свойствами камней: твердые, тяжелые, большие, маленькие, тонут в воде, могут вдавливаться в мокрый песок. |
«Кто живет в воде» |
Развитие познавательного интереса и воображения. |
|
«Вкусная водичка» |
Пополнение знаний о свойствах воды: вода не имеет вкуса, но может его принимать и изменять. |
|
«Волшебная вода» |
Выявление свойств воды и краски, способность красок растворятся в воде и изменять цвет воды. |
|
Ноябрь |
«Плыви, плыви кораблик» |
Знакомство со свойствами воды и бумаги. |
«Чудо бумага» |
Расширение знаний детей о различных видах бумаги. |
|
«Горячо – холодно» |
Определение температуры веществ и предметов. |
|
«Теремок» |
Знакомство детей с деревом. |
|
Декабрь |
«Льдинки разноцветные, яркие, приметные» |
Закрепление одного из свойств воды: замерзает при низких температурах. |
«Мороз и солнце день чудесный» |
Закрепление знаний о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха. |
|
«Ледовая фантазия» |
Формирование представлений о свойствах льда (лед – это твердая вода, лед – тает в тепле). |
|
«Ветер, ветер, ветерок» |
Знакомство с таким природным явлением, как ветер, умение определять силу ветра. |
|
Январь |
«Да здравствует мыло душистое» |
Расширение знаний о свойствах мыла и его назначении путем экспериментирования. |
«Снег – снежок» |
Знакомство с элементарными свойствами снега: холодный, в тепле тает, превращается в воду. |
|
«Следы на снегу» |
Пополнение знаний детей о плотности снега. |
|
Февраль |
«Мои глаза» |
Формирование представлений о глазах человека, о значении в нашей жизни. |
«Носики- курносики сопят» |
Формирование представлений детей о носе человека, о его функциях и значении в жизни человека. |
|
«Для чего мне нужен язычок?» |
Формирование представлений детей о языке человека, его значении. |
|
«Держим ушки на макушке» |
Формирование представлений об органе слуха – ухе. |
|
Март |
«Что лучше бумага или ткань» |
Знакомство с бумагой и тканью, с их свой- ствами и качествами. |
«Тарелочка из глины» |
Знакомство с глиной, ее качествами и свойствами. |
|
«Бантик из бумаги и ткани» |
Закрепление представления о свойствах бумаги (мнется, рвется, размокает в воде) и ткани (мнется, ее можно стирать и гладить) |
|
«В гостях у Красной Шапочки» |
Закрепление знаний о материалах (ткани, бумаге, глине, дереве, из которых сделаны предметы. |
|
Апрель |
«Тонет – не тонет» |
Закрепление знаний о легких и тяжелых предметах (одни остаются на поверхности воды, другие – тонут. |
«Витамины на окне» |
Формирование представлений детей о том, что для роста растений нужны вода и свет. |
|
«Весенняя веточка» |
Наблюдение за появлением листочков на веточке. |
|
«Что в пакете?» |
Знакомство со свойствами воздуха. |
|
Май |
«Мыльные пузыри» |
Закрепление представлений о свойствах воздуха. |
«Живое – не живое» |
Формирование представлений о понятии «живое» и «неживое», сравнение живого и неживого по характерным признакам. |
|
Итоговое занятие |
Определение эффективности занятий кружка в достижении поставленных задач |
|
Диагностика |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»